Читать статью в формате PDF
Толковый словарь русского языка определяет словосочетание «Средства существования», как материальные и духовные ценности, потребительские товары и услуги, вещи, предметы, необходимые для существования людей, создающие условия существования. В 18 веке Мальтус в своем книге «Опыт о законе народонаселения» считал необходимыми для людей средствами существования только место и пищу, обосновывая прогрессию размножения человечества как: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256; а размножение средств существования как: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и сделал нетрудный подсчет и вывод, что «По истечении двух столетий количество населения относилось бы к средствам существования, как 256 к 9; по истечении трех столетий, как 4096 к 13, а по прошествии 2000 лет отношение это было бы беспредельно и неисчислимо». [8 ]
С того времени количество населения Земли выросло в 2 раза, места в развитых странах для жилья всем хватает и пищи производиться намного больше чем потребляется, но появилась новая проблема! Человечество желает жить, не довольствуясь «Одной маслиной в день», как призывал Сенека, а жить по «современному», имея все средства успешного, современного человека. Для достижения этих средств в индустриальном обществе необходимо учиться. В 21 веке закон о народонаселении претерпевает определенные метаморфозы и возможно трактуется так: «рост населения происходит намного быстрее, чем рост и возможности полноценного качественного образования». Возникает замкнутый порочный круг, который по спирали возвращает нас во времена Мальтуса: «Таким образом, недостаток пропитания ( который вызван недостатком обучения ) беспрерывно проявляется в разнообразных формах нищеты (как социальной, так и духовной) и вызываемого ею справедливого ужаса».
В России дело обстоит намного хуже, на не пропорциональный рост населения и учебных заведений современного уровня накладывается полное уничтожение генетического материала Россиян. Доктор медицинских наук В.М. Лупандин провел обширное исследование психики жителей ряда сельских районов России и Украины, где интенсивность сталинского террора несколько различалась. По его мнению, демографическая структура дореволюционного села включала, помимо середняков, два контрастных типа: крестьянин-землевладелец и сельский люмпен - безземельный крестьянин типа шолоховского деда Щукаря. Среди бедняков же было множество маргиналов, т.е. лиц с психикой, пограничной между нормой и слабоумием, а иногда и просто слабоумных. Уничтожению подверглись как раз трудолюбивые крестьяне, а люмпены, объявленные союзниками новой власти, размножились. В результате в селах, где был особенно сильный террор против кулаков, доля маргиналов составила 80%. Остается добавить, что потомки безземельных крестьян в 50-е годы хлынули в города и образовали там многочисленную антиэлиту. Потеря генетического фонда России сказалась через многие годы, по уровню интеллекта нынешняя российская молодежь занимает 53 место в мире. [1 ]
Депривация специалистов в России приводит к вынужденному закрытию всех производств и переходу на полное обеспечение и полную зависимость от западных стран. В науке происходит социальное расслоение, этот процесс подкрепляется формированием «околонауки», созданием телевизионных передач и распространением литературы рассчитанной на широкие массы. Отчуждение народа от интеллектуальных ценностей путем подмены ценностей шоу бизнеса, «духовностью» церкви порождает полностью индифферентное общество к обучению и познанию.
Рис 1. ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ
ПРОСЛОЙКА
ЭЛИТА
ЦЕРКОВЬ
СИЛОВЫЕ
СТРУКТУРЫ
УЗКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
МАССА
ПЛЕБЕИ
Структура российского общества (рис.1), идеология и политика государства не может не сказаться на сфере высшего образования России.
«Кнопочное» общество, век гиподинамии, постоянные стрессы и полное отсутствие знаний о правильном образе жизни приводит российский народ к лидирующим позициям в болезнях сердечнососудистой системы и смертности особенно мужчин трудоспособного возраста. [9 ]
Учитывая вышеперечисленные проблемы, индустрия высшего педагогического образования России испытывает большую потребность не только в достойных студентах, но и компетентных преподавателях, способных давать современные знания.
Начиная с двадцатых годов прошлого века, философия ФКС становится самостоятельной научной дисциплиной. [15 ] Учитывая, как относились философы прошлого времени к спорту, да и всей физической деятельности это настоящая победа.
Пифагор «советовал спортсменам бороться, но не побеждать, ибо человек должен принимать на себя труды, но не навлекать, побеждая зависти». [3 ] Мысли киника Диогена по поводу состязаний мы видим из следующего пассажа:
- Кто то сказал: « На Играх я победил многих мужей»
-Диоген ответил: «Нет, многих рабов (спортсмен раб своего порока - тщеславие), а мужей побеждать это мое дело. [3 ]
Сатирик Лукиан смеялся над бегунами, говоря : « Пусть расхищают его дом, пусть явится вдруг дети и жена – он ничего не увидит и не заметит…Даже достигнув цели, он не перестает еще бежать». [6 ]
Более поздний философ Сенека, объединивший, в своей философии Эпикурейскую школу и Стоическую философию писал в своем письме Луцилию : « Упражняться, чтобы руки стали сильнее, плечи – шире, бока – крепче, это, Луцилий, занятие глупое и недостойное образованного человека. Сколько бы ни удалось тебе накопить жиру и нарастить мышц, все равно ты не сравняешься ни весом, ни силой с откормленным быком. К тому же груз плоти, вырастая, угнетает дух и лишает его подвижности. Поэтому, в чем можешь, притесняй тело и освобождай место для духа. Много неприятного ждет тех, кто рьяно заботится о теле: во-первых, утомительные упражнения истощают ум и делают его неспособным к вниманию и к занятиям предметами более тонкими; во-вторых, обильная пища лишает его изощренности ». [14 ]
Ну и конечно «Божественный» Платон в «Государстве» пишет : « Дело, здесь, я думаю вот в чем – впрочем, решай и ты: я не считаю, что, когда тело у человека в порядке, оно своими собственными добрыми качествами вызывает хорошее душевное состояние; по-моему, на оборот, хорошее душевное состояние своими добрыми качествами обуславливает наилучшее состояние тела » [13 ]
Христианский богослов и писатель Тертулиан утверждал : «Гимнастика есть деяние сатаны».
Из пассажей написанных выше мы видим, что философы вплоть до «ограничений познаний» Кантом, да и после него занимались, только «наукой о всеобщем». « Всеобщее» - понималось как общие законы философского знания, касающиеся только Бога, воли и всего интеллигибельного мира в целом.
«Философы, лишь различным образом объясняли мир, - писал Маркс, но дело заключается в том, чтобы изменить его». [7 ] Следовательно, если о философии прошлого можно было сказать, что она была попыткой понять мир и место и назначение человека в нем, попыткой неизбежно обусловленной классовыми воззрениями, предрассудками и иллюзиями философов, то современная философия должна понять мир с целью изменить его.
Настоящей победой над «лунатизмом» и поповщиной в философии было признать, что «всеобщее» возможно распространять на любые более конкретные области познания и практики, поскольку они в обязательном порядке подпадают под действие наиболее общих законов. [12 ]
Признать, осознать и начать действовать, появляются первые «ростки» такой деятельности: ««Философия не теория, а деятельность» пишет Л. Витгенштейн. [2 ]
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
В педагогических методах преподавания Российских высших физкультурных учебных заведениях существует (по нашему мнению) четыре важные проблемы на которые нужно обратить ФКС особое внимание:
Сукцессивное преподавание учебных дисциплин;
Догматизация в науке;
Осознанное/неосознанное создание симулякров в науке;
Отсутствие педагогических методик и программ по обучению продаж;
Рассмотрим данные проблемы по порядку:
Сукцессивный метод изучения наук.
При сукцессивном методе изучения наук у студента, в процессе обучения, возникает такая картина. Сегодня студент получает представление, что такое сердце, через полгода как работает миокардиоцит, а еще через полгода ему предлагают формулу Карвонена для расчета пульсового диапазона. Из такого учения выходит или циклопическая ученость, или сциентистская рапсодия о которой писал Кант: « Так как существует очень много разнообразных знаний, то полезно составить план такого расположения наук, чтобы они лучше всего соответствовали своим целям и содействовали их достижению. Далее, все знания находятся в некоторой связи друг с другом. Если, стремясь к расширению познаний, на эту связь не обращают внимания, то из всего многознания не получается ничего, кроме одной рапсодии. Если же одну главную науку превращают в цель, а все другие знания рассматривают лишь как средство к ее достижению, то знание приобретает известный систематический характер ». [4 ]
Только при симультанном методе изучении наук, когда студенту сегодня показали сердце, рассказали, как оно функционирует, и показали, как эти знания можно использовать для его тренировки, достигается оптимальный результат. Слова Фейербаха подтверждают это: « Мы познаем предмет только тогда, когда усваиваем его как наше собственное дело, находим его происхождение в нас самих, принимаем его определения как определения нашего разума, в соответствии с нашими собственными внутренними принципами познания ». [16 ] При таком процессе обучении студент воспринимает информацию как континуум, в котором видна точная связь одной науки с другой, в котором не происходит вырывания из целого его части. Сукцессивное учение берет свою основу в одном из главных заблуждений человечества мыслить причинно-следственными связями. Ницше писал: « Воспитание интеллекта, который видел бы причину и следствие как континуум, а не на наш лад, как расчлененность и раздробленность – который видел бы поток событий, - отбросил бы понятия причины и следствия и отвергнул бы всякую обусловленность ». [11 ] Экстенсивное учение причинно-следственными связями «ведет за собой» не только проблемы всего сукцессивного обучения, но и проблемы частных наук, например, спортивной метрологии в частности в теории интерпретации тестов.
Историко-догматический метод преподавания:
Ученый, много сделавший в науке,
со временем становится для нее тормозом.
Нильс Бор
«Тормозом, по силе часто пропорциональным сделанному этим ученым», стоит согласиться со словами профессора В.Б. Коренберга. [5 ] Современные науки в мире, обслуживающие физкультуру и спорт развиваются семимильными шагами. Рост диагностического оборудования, современных нанотехнологий рушат научные взгляды и парадигмы ежегодно. В России дело обстоит с точностью наоборот. Открытия ученых 100 летней давности вмуровываются в монолитную стену российской науки, заставляя молодых ученых воспринимать вмурованные в нее представления как нечто незыблемое, априорное и аксиоматическое. Известное изречение российских ученых мужей: «Нас не интересует мнение человека до доктора наук», консервирует российскую науку, вызывая идиосинкразию у молодых специалистов ко всему новому, мешая этим притоку продуктивных современных идей и концепций.
Базируясь на теологическом подходе, чем больше «стаж» утверждения, теории или парадигмы, тем больше принято их уважать, российские науки давно представляют не науку в целом, а историческую библиотеку, пыль книг которой застит глаза и мешает достигать новых мировых рекордов и спортивных побед.
Теория условных рефлексов И.П. Павлова, рефлекторного кольца Н.А. Берштейна, двухтактной модели мышечного сокращения давно пересмотрены и забыты. 25 лет назад Нобелевские лауреаты О.Ф. Мейергофа (O. F. Meyerhof) и А.В. Хилл ( A.V. Hill ) создавшие теорию «Молочнокислого ацидоза» и воспитавшие на этой теории таких мировых ученых как Х.Кребс ( H . Krebs ) Ф. Липман ( F. Lipmann) , К.Ломан (К. Lohman), спустя 20 лет существования теории сложили свои Нобелевские заслуги. [20 ] Заявив, что действительно были правы ученые: W . Busa , [17 ] W . Gevers, [18,19 ] Р. Hochachka, [21 ] D . Wilkie [22 ] и J . Zilva [23 ] , утверждавшие еще 50 лет назад, что при гликолизе не образуется никаких метаболически активных кислот. Миф о вреде/пользе молочной кислоты попросту был разрушен, так как ее просто нет при выполнении физических упражнений. Не правильный подход диагностики закисления крови, интерпретация полученных результатов и на выходе некомпетентные рекомендации тренерам и их спортсменам по их тренировочному процессу ведет Россию к неизбежным проигрышам и невозможности конкурировать на современном спортивном поприще.
Метод создания псевдонаучных симулякров
Правдой ли взойти мне на вышнюю крепость
Или обманом и кривдой. (Платон. [13 ] )
Тенденция преподавателей к неоправданному стремлению к простате схематических представлений, идея все представить упрощено, якобы ведущая к лучшему усвоению преподаваемого материала, создает в представлении учащихся не только модели объектов человеческого организма, которые никогда не существовали в природе, но и порождает антинаучную идеологию в мышлении преподавателей. Стоит согласиться со словами В.Б. Коренберга, что похвала ученому - «хороший ученый умеет даже сложное объяснить просто» является популяризаторской неправдой. [5 ] Во времена Канта даже примеры в изложении преподаваемого материала считались моветоном за то, что ослабляли мышление, снимали напряжение с мыслителя, тем самым порождали ученого неспособного мыслить глубоко без посторонней помощи.
Создание псевдонаучных симулякров, например, энергетики мышечного волокна, для понимания которой была выдумана несуществующая в действительности упрощенная схема (рис.2)
Рис.2
КрФ>гликоген>жиры
породила в мышлении спортивных специалистов модели и программы, паралогизм которых не может не сказываться на спортивных результатах и достижениях.
Полное не понимание и упрощение понятия «функциональная система» П.К. Анохиным привело российскую науку к еще более упрощению и порождению 5 физических качеств, которые не могли не привести к аберрации мышления и атаксии в тренировочных процессах спортивных тренеров и ученых.
Отсутствие педагогических методик и программ для искусства продаж.
Сущностное противоречие, которое неизбежно возникает при переходе классового строя с социалистического (коммунистического) на капиталистический (феодальный), оставляет тренера-преподавателя закончившего высшее спортивное заведение, абсолютно «безоружным» перед современным рынком фитнес или спорт услуг. Программы, методики ВУЗов направленные на развитие профессиональных компетенций тренера-преподавателя остаются невостребованные в связи с отсутствием знаний и компетенций продавца собственных услуг. В сложившейся ситуации многие высококлассные специалисты навсегда покидают отрасль, а в ней остаются только интуитивно адаптированные, зачастую некомпетентные тренеры.
Не секрет, что фитнес индустрия дает львиную долю рабочих мест, диктуя тренеру свои законы и правила. Персональный тренинг – хорошо изученное явление в Древней Греции, абсолютно не освещается и не преподается в современных высших учебных заведениях. В целом современное наставничество в форме персонального тренинга скрывает в себе довольно-таки глубокое противоречие между педагогическим характером деятельности тренера, подразумевающим тесное межличностное взаимодействие, и достаточной отчужденностью тренера и его подопечного, обусловленной законами рыночных отношений. Однако принципы данной деятельности, эволюционирующие вместе с развивающимся обществом, остаются неизменными в своей основе, изменяется конкретно-историческая форма их воплощения, а также характер и степень осознания природы этих принципов в общественном сознании. [10 ]
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Для решения проблем описанных выше необходимо ввести в процесс обучения три важных изменения:
Симультанный метод изучения наук. При данном методе возводиться одна наука во главу учения. Например, если тренер-преподаватель специалист по тяжелой атлетике, то модель обучения может выглядеть так в рамках одного семестра:
Мышечный аппарат (Анатомия)>Композиция мышечного волокна. ДЕ (Физиология)> Построение тренировочного процесса. Периодизация (СФП).
Аналогично выстраиваются науки, если тренер-преподаватель специалист по легкой атлетике.
Анатомия бега (Анатомия)>Теория порогов (Физиология)>Построение тренировочного процесса. Периодизация (СФП).
Во главе наук ставиться непосредственно наука, которая будет обеспечивать трудовую деятельность тренера-преподавателя – это наука СФП (Специальная Физическая Подготовка). СФП в рамках одного семестра Рис.4.
Рис.3
СФП
Физиология Соционика Специализация
Биохимия Психология спорта Искусство самопрез.
Биомеханика Психоанализ Риторика.
Анатомия Общая психология Теория продаж
Догматизация в науке. Осознанное/неосознанное создание симулякров в науке. При сложившейся ситуации в России, когда у Вуза нет возможности проводить постоянные эксперименты категории «А» (классификация NHLBI , 1998г) необходимо ввести в работу отдел для анализа международных публикаций мировых журналов. С периодичностью 3-4 месяца отдел обязан выпускать пособия по конкретным отраслям наук обслуживающих спортивную деятельность. Наиболее значимые изменения (открытия) в области спортивной медицины, физиологии двигательной деятельности, фармакологии спорта должны вводиться в учебники не реже одного раза в год.
Отсутствие педагогических методик и программ для искусства продаж. При сложившемся в России феодально-капиталистическом строе необходимо в процесс обучения специалистов физической культуры ввести ряд наук по теории и практике продаж услуг спорта, в частности персонального тренинга. Данные науки должны быть в строгой симультанной последовательности:
Общая теория продаж > Риторика. Ораторское искусство > Искусство самопрезентации > Специализация от рода деятельности.
ВЫВОДЫ:
Проведенный анализ литературных источников показывает, что многие исследователи данной темы не раз обращали внимание на описанные нами проблемы в высшем образовании России. [5,10,12,15 ] Как показал анализ литературных источников проблема обучения специалистов физической культуры искусству продаж собственных услуг, до сих пор в России не была поставлена исследователями.
Анализ состояния процесса современного обучения в Вузах физической культуры в России показал, что основными проблемами обучения являются:
Сукцессивное преподавание учебных дисциплин;
Догматизация в науке;
Осознанное/неосознанное создание симулякров в науке;
Отсутствие педагогических методик и программ по обучению продаж;
Построенная нами теоретическая модель симультанного обучения позволяет специалистам видеть связь основной науки Специализированной Физической Подготовке (СФП) непосредственного с фундаментальными науками. Заявленная нами проблема по внедрению в обучающую структуру программы по обучению искусству продаж, необходимо разработать, и является темой дальнейших дискуссий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Акифьев А.П. Гены, человек, общество. - М. 1993. - С. 12.
2)Витгенштейн Людвиг. Логико-философский трактат. – М.: «АСТ», 2010. – С.35
3) Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: «Мысль», 1979. – С. 244, 334
4) Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. – М.: «ЧОРО», том IIIV , 1994. – С. 158 - 161
5) Коренберг В.Б. Активность - протосознание – деятельность – сознание (обращение к проблеме общей теории деятельности). – М.: КДУ, 2011. – С. 4,6
6) Лукиан Самосатский. Сочинения в двух томах. – СПб.: «Алетейя», том II , 2001. – С. 198
7) Маркс К. Избранные произведения/ К.Маркс, Ф.Энгельс. – Госполитиздат, т. II , 1952. – С.385
8) Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. - Петрозаводск, 1993. – С. 4-5
9)Мирошников А.Б. Физическая культура и здоровье. Молодежная наука и инновации/ А.Б. Мирошников, А.В. Смоленский. – Тула: ТулГУ, 2012. – С. 140
10) Мирошников А.Б. Современность как предмет исследования/ А.Б. Мирошников, П.В. Нестеров. – М.: Малаховка, 2010. – С. 76-81
11) Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – М.: «Мысль», том I , 1990. – С.586-587
12) Передельский А.А. Введение в философию: методические материалы для студентов и магистрантов. – М.: Физическая культура, 2011. – С.8
13) Платон. Сочинения в четырех томах. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», том III , часть I , 2007. – С. 151, 219
14) Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. – « Кемеровское книжное издательство», 1986. – С. 38
15) Столяров В.И. Философия науки: методические материалы для аспирантов. – Ч.4. Введение в философию физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2010. – С. 5
16) Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трех томах. – М.: «Мысль», том II , 1974. – С. 10
17) Busa WB . Metabolic regulation via intracellular pH/ Busa WB, Nuccitelli R. // Am J Physiol Regul Integr Comp Physiol 246.- 1984. - R409–R438
18) Gevers W. Generation of protons by metabolic processes in heart cells/ J Mol Cell Cardio l 9 - 1977.-R 867–R874
19) Gevers W. Generation of protons by metabolic processes other than glycolysis in muscle cells: a critical view [letter to the editor]/ J Mol Cell Cardiol 11.- 1979 .- R328
20) Robert A. Robergs. Biochemistry of exercise-induced metabolic acidosis / Robert A. Robergs , Farzenah Ghiasvand , Daryl Parker// American Journal of Fhisiology. -2004. – R502- R516
21) Hochachka PW . Protons and anaerobiosis/ Hochachka PW , Mommsen TP// Science 219. 1933 . - R1391–R1397
22) Wilkie DR. Generation of protons by metabolic processes other than glycolysis in muscle cells: a critical view/ J Mol Cell Cardiol 11.- 1979.- R325–R330
23) Zilva JF. The origin of the acidosis in hyperlactataemia. Ann Clin Biochem 15:- 1978.-R40–R43
Александр Мирошников , менеджер по обучению и развитию фитнес персонала Кимберли Лэнд, член международных спортивных ассоциаций: ISSA, AHA, EFR, аспирант РГУФКСиТ кафедры «Спортивная медицина», победитель Всероссийского форума «молодые ученые-2011».
|