Журнал «Свой бизнес» и сайт www.mybiz.ru провели online-интервью со Стивеном Тарреттом, генеральным директором компании «Русская Фитнес Группа» (РФГ), объединяющей сети фитнес-клубов World Class и «ФизКульт» на тему развития бизнеса в сфере фитнес-услуг в России. Пользователи сайта www.mybiz.ru, в течение недели могли задавать свои вопросы на тему перспектив бизнеса в сфере фитнес-услуг, конкуренции, особенностей ведения бизнеса, целесообразности покупки франшизы… Публикуем вопросы и ответы онлайн-дискуссии.
Игорь
Добрый день.Я хотел бы открыть фитнес-клуб.Если можно подробнее раскройте тему.
Уважаемый Игорь,
открытие фитнес-клуба - увлекательное и прибыльное занятие, если всё сделать правильно. Первым шагом является определение концепции клуба и сегмента рынка, на который вы ориентируетесь. Без ясной концепции клуба, без понимания того, в каком сегменте вы будете работать, открыть успешный клуб практически невозможно. Как только вы определитесь с концепцией и целевым сегментом рынка, следующим шагом будет подготовка бизнес-плана, инвестиционного бюджета и плана операционной деятельности на первые 5-10 лет. В бизнес-плане должны быть определены ваши основные цели, задачи и стратегии, с помощью которых вы будете достигать поставленных целей. Финансовый план должен детально описывать первоначальные вложения, а также выручку и расходы, связанные с операционной деятельностью, и ожидания по прибыли на инвестированный капитал. Как только вы подготовите все эти документы, вам необходимо будет найти источник финансирования, чтобы начать претворять планы в жизнь.
Олег
Сколько средств нужно для того, чтобы открыть бюджетный фитнес-клуб? Каковы сроки окупаемости? Как повлиял кризис на рынок фитнес-услуг?
Уважаемый Олег,
Спасибо за Ваш вопрос.
Позвольте сначала ответить на Ваш вопрос относительно влияния кризиса на рынок фитнес-услуг, в частности, на бюджетный сегмент фитнес-индустрии. В целом, произошло уменьшение количества потенциальных клиентов и продаж новых членств, а также небольшое снижение количества обновлений членств. Борясь с прогнозируемым снижением количества продаж, представители сегмента «эконом» прибегли к демпингу цен, чтобы способствовать росту продаж. В результате, по сравнению с 2008 годом, снизилось и количество клиентов, и средняя стоимость членства, что привело к всеобщему спаду прибыли клубов, работающих в данном сегменте. В целом, если говорить о мировом рынке фитнес-услуг, то клубы эконом-класса были в лучшем положении, по сравнению с другими сегментами, так как здесь, несмотря на некоторое снижение доходов, все же наблюдался рост.
Что касается средств, необходимых для открытия бюджетного фитнес-клуба, ответить здесь непросто. Типичный клуб эконом-класса во всем мире – это 300-1200 кв.м., в России – 500-1200 кв.м. Стоимость проектирования и строительства бюджетного клуба зависит от того, в каком регионе России вы планируете его открыть. К примеру, в Москве вам понадобится от 800 до 1000 долларов за кв.м., это примерно 50% от стоимости кв.м. для клуба бизнес- или премиум-класса. Если говорить об оснащении, то общая стоимость на кв.м. при умеренном оборудовании клуба составит в среднем 200-250 долларов.
Наконец, относительно окупаемости – обычно инвестор рассчитывает получить 25-30% прибыли на инвестированный капитал, что означает, что срок окупаемости составит порядка четырех лет. Вы должны понимать, что в первый год работы поток денежных средств будет отрицательным, и пиковое количество членов клуба будет достигнуто, самое раннее, к третьему году работы клуба. Таким образом, не ожидайте достичь прибыльности раньше второго года работы, хотя в случае с фитнес-клубами эконом-класса зачастую можно говорить о прибыльности после первого же года работы – это во многом зависит от условий по аренде и достигнутого уровня продаж.
Марина
Имеет ли смысл сегодня открывать фитнес-клубы в Москве, или рынок уже заполнен. Если имеет, то какой формат наиболее востребован?
Уважаемая Марина,
Московский рынок – самый конкурентный в России, и один из самых конкурентных в мире. В то же время, он далек от перенасыщения, и все еще предоставляет уникальные возможности для предпринимателей-новаторов. Сегмент фитнес-клубов премиум-класса в Москве, пожалуй, развит больше остальных, поэтому дает меньше возможностей для роста, хотя в столице есть еще районы, которые можно развивать. Сегменты «бизнес» и «эконом» могут предложить наибольшие возможности для роста в Москве, в частности, если вы готовы рассматривать жилые районы, удаленные от центра.
Федор
Каковы ваши требования к потенциальным франчайзи? Оказываете ли вы им консультационную помощь, рекламную и маркетинговую поддержку?
Требования мы отправляем под каждый конкретный запрос.
Безусловно, всем нашим партерам мы оказываем консультационную поддержку.
Николай
Сколько нужно денег для того чтобы открыть небольшой фитнес-клуб не в центральном районе Москвы? И как быстро эти вложения могут окупиться?
Уважаемый Николай,
Как Вы наверно догадываетесь, Москва – самый дорогой город в России, и, возможно, один из самых дорогих в мире для открытия фитнес-клуба. Стоимость открытия клуба зависит от многих факторов, включая его тип (т.е. люкс, премиум, бизнес, демократичный или эконом) и регион, где вы собираетесь его открывать. Если вы рассматриваете сегмент демократичных клубов или клубов эконом-класса, стоимость будет варьироваться от 800 до 1600 долларов за кв.м., это с учетом того, что в клубе будет бассейн и другие зоны с водой.
Что касается периода окупаемости, он сильно зависит от первоначальных вложений, условий по аренде и, конечно же, успешности продаж. В основном этот срок составляет около 4-х лет, при наличии хороших условий – 3 года.
Игорь
Как растет спрос на фитнес-услуги в Москве и в других городах?
В крупных городах России фитнес-центры посещают не более 1,5-2,0% населения, в то время как в Лондоне этот показатель составляет 20%, в Барселоне 34%. По оценкам экспертов, рынок современных спортивных центров будет расти на 20-30% в год, пока уровень проникновения не составит 10%.
Александр
Я из Санкт-Петербурга и давно хочу открыть свой клуб. У меня есть договоренности с тренерами, имеющими определенные достижения, и свое продвижение я бы хотел основывать на их именах. Однако, не менее важным фактором успеха является имя клуба и принадлежность к большой сети. Как я могу совместить эти два фактора в продвижении, ведь у любой большой сети своя политика продвижения и в результате я не могу опираться на тот актив (имена тренеров) которые у меня есть. Что вы советуете в таком случае - встать под крушу бренда или создавать свой независимый клуб?
Уважаемый Александр,
Поднятый Вами вопрос волнует многих предпринимателей. Ценность большой фитнес-сети, при условии, что это качественный бренд с отличной репутацией, состоит в том, что вы сможете сразу завоевать доверие на рынке. К тому же, большая сеть способна предложить готовые системы, проверенные стратегии и практики управления, оптимизирующие расходы и приносящие гарантированный доход. Если это сильный бренд, то он может помочь вам в минимальные сроки привлечь клиентов и улучшить финансовые показатели. При всем этом, нужно учитывать, что принадлежность к определенному бренду не позволяет без согласования с правообладателем воплощать ваши новаторские идеи и уникальные концепции.
Исходя из Вашего вопроса, создается ощущение, что у Вас есть оригинальная концепция, основанная на квалификации и репутации тренеров. В США есть несколько тренажерных залов, которые стали невероятно успешными за счет того, что выстроили свой бренд на уникальной концепции тренинга, а также надежности и репутации своих инструкторов.
Я считаю, что если Ваши тренеры действительно лучшие, и Вы способны создать уникальный и интересный концепт тренинга или формат клуба, то сможете создать единственную в своем роде бизнес-модель, совершенно отличную от копирующих друг друга клубов, которыми полон рынок. В Нью-Йорке есть много несетевых клубов, которые «выросли» из идеи, подобной Вашей. Одним словом, направление, которое Вы изберете, полностью зависит от Ваших целей, но в любом случае я желаю Вам успеха в том, что Вы выберете.
Алексей
Почему особую популярность в фитнесс-услугах приобрел индивидуальный спорт. Долгое время в России большей популярностью пользовались командные виды спорта, сегодня традиционный фитнесс-клуб - это в большей степени индивидуальные занятия, почему сети не развивают формат командных игровых видов спорта?
Уважаемый Алексей,
Фитнес по своей сути является индивидуальным занятием. Даже самые известные спортсмены России проводят значительное количество времени на индивидуальных тренировках для подготовки по своим видам спорта. К примеру, российские спортсмены традиционно преуспевают в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, художественная гимнастика, женский большой теннис, легкая атлетика, дзюдо и т.д. – то есть индивидуальные виды спорта.
В то время, как спорт как таковой не играет особой роли на нынешнем фитнес-рынке, не стоит упускать из виду то, что групповые занятия пользуются чрезвычайной популярностью на российском рынке фитнес-услуг, даже большим, чем в США или некоторых европейских рынках. Посетите многие современные российские фитнес-клубы и Вы увидите, что они предлагают более ста, а некоторые даже до двухсот групповых занятий в неделю. Такие занятия на самом деле являются «побочным продуктом» концепции командного спорта.
Я думаю, частично причина того, что спорт не получает развития в фитнес-клубах состоит в том, что чисто спортивные занятия доступны другими способами, включая правительственные программы. Помимо этого, бизнес фитнес-клубов в России отвечает требованиям рынка, а на сегодняшний день потребность рынка состоит именно в групповых тренировках и индивидуальных занятиях.
|