Директор по развитию сетей фитнес-клубов World Class и ФизКульт Дмитрий Коробейкин рассказал о тенденциях в мире фитнеса и фитнес-мечтах, а также о том, как фитнес-клуб может стать фитнес-клубом.
Как Вы считаете, какие тенденции фитнес-индустрии сейчас вышли на первый план?
Фитнес-бизнес за последние 5-6 лет в основном прошел период становления, и сейчас начался новый этап структурирования рынка.
В чем выражается этот процесс?
Это выражается в том, что известные сети фитнес-клубов укрупняются и развиваются, открывается все больше и больше локальных клубов, развивается региональный фитнес и в силу возрастающей конкуренции клубы стараются позиционировать себя более четко по отношению к потребителю.
Несколько лет назад слово «фитнес» не было столь распространенным, и многие люди не понимали, что это такое. В то время достаточно было просто открыть фитнес-клуб и назвать его клубом класса премиум, и у него обязательно появлялись свои клиенты. Услуги фитнес-клуба в то время покупались не всегда ради пользы и необходимости, но и из соображений о престиже. В наши дни потребитель стал более продвинутым, он начал разбираться в фитнес-программах, тренажерах, а также в качестве остальных услуг, предоставляемых фитнес-клубом. Сейчас открыть клуб, назвав его премиальным, но, не подтвердив качеством - уже невозможно.
Огромное значение имеет и территориальное расположение клуба. Если у потребителя есть возможность посещать клуб, который находится в шаговой доступности, пусть и с неполным набором предоставляемых услуг, он скорее выберет именно его, чем хороший качественный клуб, до которого ему будет нужно добираться 40-50 минут.
Вы сказали, что клубы себя более четко позиционируют, а в чем это заключается?
В рамках сети World Class мы стараемся каждый клуб позиционировать для определенных клиентов. Например, есть клуб для молодых и успешных людей (World Class Смоленский Пассаж), в котором все услуги направлены на эту целевую аудиторию. Или, к примеру, рассмотрим клубы для всей семьи - World Class Триумф, World Class Земляной Вал, World Class Олимпийский. В этих клубах представлен широкий выбор программ для каждого члена семьи, детский клуб, в котором предлагаются программы для детей от 14 месяцев. Каждый член семьи найдет для себя занятие по интересам.
То же самое начинает происходить и с локальными клубами. Они вынуждены четко себя позиционировать, чтобы выдержать конкуренцию с сетевыми фитнес-центрами. И для этого нужно находить какие-то "фишки", потому что качественное помещение, качественное оборудование, хороший бассейн - это еще не фитнес-клуб.
Что же нужно для того, чтобы подходящее помещение превратилось в фитнес-клуб?
Фитнес-клуб формируют две вещи. Первая - уровень и качество фитнес-услуг, в частности профессионализм инструкторов, современные фитнес-программы, новинки в области фитнеса. Вторая - клиентская база и клубный дух.
Клубный дух ... что это?
В каждом клубе нашей сети в течение года проходит много разных и интересных мероприятий (в течение года): отмечаются дни рождения клубов, проводятся соревнования, различные праздники. Также мы проводим большое количество сетевых мероприятий, например, World Class Fitness Awards, Олимпиада World Class, Детская Олимпиада, организуем выездные фитнес-туры с членами клубов, детские оздоровительные лагеря.
Все это и формирует отношение клиентов к нам как не просто к фитнес-клубу, а как к месту, в котором люди любят общаться, проводить время, а также встречаться с деловыми партнерами.
Как Вы считаете, повлияло ли развитие фитнеса на пропаганду здорового образа жизни?
Конечно же, в определенной степени повлияло. Начиная с момента перестройки, физическая культура не пользовалась большой популярностью в нашей стране. Советская система, как ГТО, детско-юношеская спортивная школа, была забыта, а в тот момент государство ничего не дало взамен. И фитнес-клубы заполняли тот вакуум, который сформировался в то время, давая возможность определенной категории людей заниматься спортом.
Сейчас политика государства поменялась. Стали открываться государственные дворцы спорта на уровне региона или области. Но мы считаем, что фитнес-клубы сыграли свою роль в том, чтобы здоровый образ жизни стал в нашей стране популярным.
ВЦИОМ опубликовал исследование, что в фитнес-клубах занимается каждый десятый россиянин. Как вы считаете, эта цифра оптимистична? И насколько она верна?
Я бы сказал, что эта цифра чересчур оптимистична. Есть такой показатель, как уровень проникновения услуги. В развитых европейских городах средний уровень проникновения фитнес-услуг составляет где-то 15%, в некоторых городах эта цифра достигает 20%. По Москве уровень проникновения услуги, по нашим данным, составляет 3% - и это самый оптимистичный прогноз. А если мы рассматриваем Россию, то, по нашим оценкам, эта цифра - порядка 1,5. Это все показывает огромный потенциал фитнес-рынка.
А в чем различие сетей "ФизКульт" и World Class?
Если в World Сlass приблизительно 0,8-1 занимающихся на квадратный метр площади клуба, то в "ФизКульте" этот показатель составляет 1,7-1,8. "ФизКульт" - это уникальный бренд на рынке. Его девиз: качественный фитнес по разумной цене. Принцип построения клуба, все технологии, логистика, маркетинг, продажи, инженерия, проектные решения, тренажеры - это все применяется в World Сlass. Стоимость клубной карты «ФизКульт» ниже в среднем в два раза, чем в World Class и, соответственно, клиентская база тоже больше, то есть и проходимость в клубах выше. Несмотря на то, что сети «ФизКульт» всего два года, за это время были открыты одиннадцать клубов. У этих клубов другие способы продвижения, продажи абонементов, обучения торговых агентов. Зато пропускная способность клубов этого формата больше - они проектируются под большее число посетителей.
Какие планы у вашей компании на ближайшие год-два?
Безусловно, наша компания ставит своей целью постоянное развитие. Оно будет происходить в двух направлениях: развитие премиальной сети World Class и развитие сети бизнес-сегмента "ФизКульт".
Премиальный сегмент еще имеет большой потенциал для развития. Мы уже достаточно хорошо представлены в городах России и стран СНГ. Что касается бизнес-сегмента, мы считаем, что он имеет огромный потенциал, так как на данный момент спрос значительно превышает предложение, и наше мнение, что он будет расти не менее 30% в год. |